Главная » Статьи » Мои статьи |
Упражнения на развитие чувства ритма 1. Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком, ( без хлопка) - Стоят шеренгой, тактируют. 2. «Ежик и барабан» 3. Учитель говорит: 4. «Шумит оркестр». 5. На фланелеграфе выложить ритм: 6. Игра: «Ритмическое эхо». 7. Игра: «Хлопот в такт». 8. Игра: «Музыкальные топотушки». 9. Показ рукой - ударение на каждое слово. 11. «Перевертушки» 12. «Сыграй, как я». 13. Одновременный поклон, хлопок в ладоши. 14. Пение с движением руки по движению мелодии. Вокальная «маска» «Маска» происходит от итальянского m`aschera [м`аскера] — это понятие связано с резонированием голоса певца в носовой и придаточных полостях, то есть в верхней части лица, которая обычно прикрывается на костюмированных шествиях, маскарадах. (Словарь вокальных терминов)
Чтобы это «понять мышцами», ощутить «маску», «вокальный зевок» и получить представление о происходящих в пении процессах, проделайте простые упражнения.
1. Рот открыть, подержать в этом состоянии, послушать ощущение естественности, свободы самого рта, языка, горла. Просмотреть «внутренним взором» все органы. Сомкнуть губы, но не плотно, и, оставляя горло таким же свободным, помычать на удобном тоне, ощущая щекотание на верхней губе, зубах и в переносице. Если нет ощущения щекотания, вибрации, значит, у вас поджато горло, освободите его. Направьте ваше мычание к зубам. Обязательно берите хорошее дыхание. Та область, где ощущается щекотание, и есть «маска», позиция. Выдвигайте звук вперед, через эту область. Вспомните гудок парохода, завода, какая там свобода, протяженность и в то же время сила и наполненность. 2. Вы «видите» перед собой ароматный цветок (например, розу) и нюхаете его. Воображение помогает ощутить «аромат» цветка. То место (на нёбе, за глазами, в голове, в черепе — назовите как хотите), куда аромат проникает, то место, которое он «заполняет», и область, которую он «раздвигает», надо ощутить и запомнить! Запомнить «возникновение внутреннего нового объема». Много раз повторив такой «этюд», вы поймете и запомните это ощущение, это состояние, которое дает представление о правильном «вокальном зевке», «высоком певческом куполе», высокой певческой позиции. Подобное состояние должно возникать одномоментно с дыханием перед мгновением начала звука. Дыхание — нижняя опора, этот купол — верхняя опора, туда вы должны направить ваш звук, ваше дыхание. 3. Перед вами — большое, сочное, красивое яблоко, которое вы должны сейчас откусить. Надо представить, почувствовать как «раздвигается и поднимается» верхняя челюсть и небо при этом «желании укусить побольше вкусного яблока». (Никогда вы не кусаете фрукты нижней челюстью!). Поищите эти ощущения, найдите естественность, свободу. Высоко поднятое небо — певческий купол. 4. Во рту — горячая картошка, которая обжигает небо, а вы не выплевывая, хотите остудить ее. Вы подхватываете прохладный воздух, он охлаждает небо, обожженное картошкой. Включайте ваше воображение, ищите ощущения, ощущения прохлады высокого неба, запоминайте их! 5. Представьте себе собаку в жаркую погоду. Она бежит, ей жарко, у нее высунут язык для терморегуляции. Она дышит быстро-быстро, охлаждая, таким образом, пасть и весь организм. Конечно, вам не надо высовывать язык, но представить себе эту собаку и попробовать подышать часто-часто, чтобы охладить небо. Вы сразу почувствуете, какое высокое ваше нёбо, какой замечательный у вас вокальный купол, свод (гортань при этом низкая, свободная, широкая). 6. Мелко-мелко, дробно, как в ознобе, постучать зубами. Внимание направить на передние зубы, на свободу челюстей, собственно с зажатыми челюстями вы и не сможете дробно стучать зубами. Упражнение это у нас встречалось раньше, когда речь шла именно о свободе челюстей. А теперь попробуйте ощутить передние верхние зубы, их корни, то есть то место, откуда начинается твердое небо или «купол». «Посмотрите», какой он активный, высокий! Чтобы это хорошо «увидеть» и почувствовать, опять постучите передними зубами и опять «послушайте» свои ощущения. 7. Губы сомкнуты не плотно. Рот спокойный. Внутренним видением осмотрите высокое небо, спокойный, лежащий язык, кончик его упирается в корни нижних зубов, корень языка спокоен. Гортань свободная, опущенная, широкая, как горло большого кувшина. Переведите ваше внимание к корням верхних зубов и, оставляя все в спокойном состоянии, беззвучно скажите «Ы» в твердое небо. При этом гортань должна оставаться абсолютно спокойной, широкой, низкой. Вы должны поймать ощущение раздвигающихся полостей, объемов, «поднимающегося» твердого неба и опускающегося широкого горла. 8. Рот, гортань в спокойном состоянии. Вам «хочется» зевнуть, но так, как зевают в приличном обществе, чтобы никто не заметил, зевнуть с закрытым ртом. Ваше воображение должно помочь ощутить это «желание» зевка. Ваше внимание должно быть направлено на твердое небо, верхний свод и на широкое, свободное, опущенное горло. Зевок должен происходить таким образом: верхняя челюсть и небо «поднимаются», а глотка освобождается и опускается. Эта раздвижка и освобождение «до слез» (как и бывает в жизни, когда мы зеваем «до слез»!). Прислушайтесь, какое активное в зевке мягкое небо. Какое-то из этих упражнений — одно, два — Вам обязательно помогут найти вокальные ощущения зевка, купола, мгновенного их устройства, одномоментного со взятием дыхания, а в следующий миг — «атака дыханием» в высокую позицию и возникновение красивого звука (перерождение воздушной волны в звуковую). Разминка 1.Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц: а) счет на четыре: вдох - голова назад, задержка – голова прямо, выдох - голова вниз; б) счет на четыре: поворот головы в стороны; в) счет на четыре: «Узбекские» повороты головы (движение шеи вправо- влево в одной плоскости), без наклона головы; г) счет на четыре: плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и обратно. (1-й вариант - глаза смотрят в пол; 2-й вариант - глаза смотрят в потолок); д) счет на четыре: положить голову на плечи. 2. Для развития бокового зрения: Счет на восемь: поворот глаз вверх - вниз, вправо – влево Задача вокалиста - увидеть окружающие его предметы. 3. Для смачивания и размягчения голосовых связок: Счет на четыре: а). «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки; б). Пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем); в). «Бежит лошадка» - поцокивание язычком; г). вытянув губы - «сосем соску»; д). упражнение «дразнящаяся обезьянка» ( широко открытый рот, язык максимально тянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным шипящим выдохом). 4. Прочистка носоглоточной системы: Счет на четыре: а)Вдох - ведем указательным пальцем от основания ноздри до верхних пазух, выдох - бьем слегка указательными пальчиками по крылышкам носа; б) «Нюхаем цветок» вдох - носом втягиваем воздух, выдох - Ах! 5. Для подготовки дыхательной системы: Счет на четыре: а)«Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, сдувается на звук С-с-с-с- ладошки соединяем; б) «Взлетает самолет» на звук Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание; в) «Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш - ш, также усиливая и ослабевая звучание; г) «Стрекочет цикада» на звук Ц - ц - ц - ц, также усиливая и ослабевая звучание; д) «Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и прибли¬жаясь; 6. Для разработки корня языка: а)кашляем как старички - Кха - кха - кха; б) постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень - Кх - кх - кх; в) застряла в горле рыбная косточка - Кхх - кхх - кхх; г) кричит ворона - Кар - кар - кар. 7. Для ощущения интонации: а) «Крик ослика «- Й - а, й -а, й - а (интонация резко падает сверху вниз); б) «Крик в лесу» -А-у, а-у, а-у( интонация снизу вверх); в) «Крик чайки» - А! А! А! (интонация резко падает сверху вниз и снизу вверх) 8. Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков: а) «Скулит щенок» - И - и - и - сомкнув губы в горькой улыбке; б) «Пищит больной котенок» - жалобно Мяу - мяу - мяу. 9. Скороговорки Задачи: а) четко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат; б) проговорить скороговорки с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос и восклицание); в) проговорить скороговорки с интонацией, обыгрывая образ и показывая в действии. Скороговорка на «н», «л»: Няня мылом мыла Милу, Мила мыла не любила, Но не ныла Мила, Мила молодчина. Скороговорка на «с», «р»: Сорок сорок ели сырок, Рог носорог принес на порог. Зачем он явился, кричат тараторки, Его не хватает для скороговорки. Скороговорки на «с», «ш»: Шла Саша по шоссе И сосала сушку. Скороговорка на действие: Уточка вострохвосточка Ныряла, да выныривала, Выныривала, да ныряла. Скороговорка на «т», «д», «р»: На дворе трава, На траве дрова. Не руби дрова На траве двора. Полезны распевание с буквой «И». Сама буква светлая, очень помогает уйти от глухого звучания, устраняет носовой призвук, естественна при правильном формировании. РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ«ИМЕНА»Лена, Катя, Миша, Вова и Иван Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит.д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д. «РАБОТНИКИ»Катя и Мишенька встали с утра Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли. «КОЛОКОЛЬЦЫ»Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметьмаленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку. «МЫШКИ»Вышли мышки как-то раз Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т.д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия… Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т.д. «РЁВА»Не плачь, не плачь. Модель даёт возможность разнообразно и плодотворно поработать над звучащими жестами. Каждую строфу лучше повторить дважды (вначале как эхо: педагог-дети) Дразнилка может разыгрываться по разным сценариям: плакса сидит в кругу и заливается горючими слезами. Предлагаю детям подобрать инструмент, который будет "плакать". Другой вариант: дети жалеют плачущего. «ФОКУС-ПОКУС»Фокус покус, трали-вали, Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост: мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш!, "Кыш!" можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном. «ТУТТИ-ФРУТТИ РОНДО»Фини, лимо, банакос, Скажите детям, что они должны отгадать, какие фрукты спрятались в стихах. Для игры и движения можно использовать кегли или другие предметы. САМОДЕЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ИГРМалозначительное способно обрести ценность, если посмотреть на мир как на огромное художественное полотно. Музыка, как и всё вокруг нас, существует во времени и подчиняется его властным законам. Дать почувствовать музыку - это не значит рассказать и объяснить. Это значит, создать учебную ситуацию для восприятия музыки органами чувств: через тактильные и мышечные ощущения, слух, зрение. Телесные ощущения музыки являются абсолютно понятной и правильной информацией о ней для человека. Музыка понимается телом, его реакциями на звуки, а не рассудком. Музыкальная «мыследеятельность» как таковая противоестественна не только для дошкольников, но и для школьников младших классов. Говорить с детьми надо музыкой, а не о музыке, что принципиально разные вещи. Поэтому занятия с детьми необходимо строить исходя из принципа «обучение в действии». Действие всегда являлось единственно надёжной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна ещё древними китайцами, она проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие. Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему пальцами, ладошкой, различение звуков, любования ими - всё это необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Общение детей с примерными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность. Как играть? Прежде попробуйте сами поискать звук и способ извлечения. Учить способности удивляться можно тогда, когда поймаешь себя (взрослого человека) на изумлении. Привычное и встречающееся каждый день, попадающееся на глаза и под руки ежечасно, и именно оно вдруг изумляет! Свежесть звуков вызывает массу самых разнообразных ассоциаций. Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее! ШУРШУНЧИКИВсе послушайте, прошу. Шу-шу-шу.
Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, песком и т.д. полотняные мешочки, коробочки от киндер-сюрприза, железные баночки.
ВОЛШЕБНЫЕ НИТИСвязки из бубенчиков, скорлупы орехов, фасоли, пуговиц. Гвозди, подвешенные к чайному ситечку и т.п. ВОЛШЕБНЫЕ БАРАБАНЫБьёт волшебный барабан: бан, бан, бан. Пластмассовый цветочный горшок или пластмассовая баночка, обтянутая фольгой, бумагой или тканью. МИСТЕР БУМС И МИССИС БАМБОШКАКоробки, наполненные крупой, песком, камешками, орехами.
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СТАКАНЧИКИСтаканчики из-под йогурта, сквозь которые протянуты нарезанные полоски гофрированной бумаги, фольги и т.д.
ЗВУЧАЩИЕ ЭСПАНДЕРЫРезинки (простые, шляпные), на которые нанизаны грецкие орехи (скорлупа). Крышки от бутылок (металлические, пластмассовые).
ЯПОНСКИЙ ДОЖДИКПоиграйте на кухонных мисках, если хотите сами его послушать.
АНСАМБЛЬ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОКБутылки, наполненные мелкими предметами. Из материалов интернета
| |
Просмотров: 206 | |
Всего комментариев: 0 | |